Кравцов Вячеслав Тимофеевич,
педагог дополнительного образования

 

Программа дополнительного образования "Весёлые шахматы"

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.

Возраст - 5-12 лет.

Цель - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Учебный план:

  • Шахматная доска и фигуры;
  • Ходы и взятия фигур;
  • Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»;
  • Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен;
  • Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта;
  • Особенности матования одинокого короля;
  • Тактические приемы и особенности их применения;
  • Начальные сведения об эндшпиле;
  • Начальные сведения о миттельшпиле;
  • Итоговые игры.

Ожидаемые результаты:

Знают:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
  • цель игры: мат, пат, ничья.

Умеют:

  • записывать шахматную партию;
  • пользоваться шахматными часами;
  • проводить комбинации;
  • владеть техникой матования одинокого короля;
  • решать простейшие задач;
  • записывать партию до 10-го хода.