b_150_100_16777215_00_images_ekocentr_naumova1.jpg

 

 

Наумова Наталья Аугустинасовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

 

Программа дополнительного образования "Школа экологической культуры"

Программа дополняет знания учащихся об окружающем мире, живой и неживой природе, учит ухаживать за животными и растениями,заботиться о своём здоровье, проводить элементарные опыты и эксперименты. В программу включен региональный компонент.

Возраст - 7 -12 лет.

Цель: формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Учебный план:

Разделы программы 1 года обучения: «Космос» происхождение Вселенной, планеты, Луна – спутник Земли, метеоры и кометы, космос и человек;  «Растения и грибы»: группы растений, части растения, хвойные и лиственные деревья, грибы;  «Животные»: группы животных, особенности строения, питания и поведения различных групп животных. Отличительные признаки;  «Загадки природы»: откуда и куда текут реки, что такое снег и лед, где зимуют птицы, эхо, радуга, ветер; к каждому блоку – практические работы по темам, экскурсии.

Разделы программы 2 года обучения:  «Природа живая и неживая»: стихии по Аристотелю, признаки живой природы;  «Огонь»: строение и значение солнца, свет,  значение света для животных и растений, цвет, тепло, сезонные изменения в жизни растений и животных, природное электричество;  «Воздух»: состав и свойства воздуха, атмосфера, сила ветра, звук, обитатели воздушной среды, охрана воздуха; «Вода»: значение и свойства воды, сила воды, давление, три состояния воды, климат, виды водоёмов, охрана воды, обитатели водной среды;  «Земля»: строение Земли, породы и минералы, почва, обитатели почвы, охрана почвы; к каждому блоку – практические работы по темам, экскурсии.

Разделы программы 3 года обучения:  «Экология»:организм и окружающая среда, природа вокруг нас;  «Живая природа»: грибы и лишайники, многообразие растений, многообразие животных, экологические связи;  «Неживая природа»: роль солнца, воды, воздуха в жизни живой природы;  «Охрана природы»: Красная книга, охраняемые природные территории, ботанические сады и зоопарки;  «Экология и здоровье»: влияние состояния природы на организм человека;  «Исследовательская деятельность»; к каждому блоку – практические работы по темам, экскурсии.

Разделы программы 4 года обучения: «Человек и природа», «Опорно-двигательный аппарат»,  «Органы дыхания», «Система пищеварения»,  «Кровеносная система», «Органы выделения»,  «Органы чувств», Нервная система», «Экологические проекты; к каждому блоку – практические работы по темам.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения:

знать: планеты солнечной системы, 15 названий деревьев и кустарников нашего города, общие особенности строения и жизнедеятельности животных, растений, грибов, понятия «оседлые» и «перелётные» птицы.

уметь:  различать лиственные и хвойные деревья, ядовитые и съедобные грибы, вести простейшие наблюдения в природе, разбираться в явлениях природы.

К концу второго года обучения:

знать: особенности взаимоотношений живых организмов между собой и средой обитания, состав и свойства воды, воздуха, почвы.

уметь: вести фенологические наблюдения, приводить примеры взаимосвязей разных представителей живой природы, анализировать и оценивать деятельность людей в окружающей природе.

К концу третьего года обучения:

знать: основные органы, системы органов нашего тела, их функции, упражнения для укрепления здоровья.

уметь: оказывать первую помощь, выполнять различные правила, направленные на оздоровление своего организма, проводить и оформлять исследовательские работы и проекты.